(до 1465 - не ранее 1502/03, Москва?), игум. московского в честь Богоявления мужского монастыря, книжник. Младшим братом Г. П. был переводчик и дипломат Д. Герасимов, родившийся ок. 1465 г.; судя по прозвищу Г. П., братья происходили из семьи священника. Со 2-й пол. 80-х гг. XV в. Г. П., будучи уже монахом, жил в Вел. Новгороде, в 90-х гг. являлся архидиаконом Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова). (Безосновательной является гипотеза А. Г. Боброва о пребывании Г. П. на Афоне до его поселения в Новгороде. Исследователь предположительно атрибутировал книжнику 2 рассказа «старца Герасима» из «святогорского цикла» в волоколамском сборнике РГБ. Ф. 113. № 659, 1536 г. (Бобров А. Г. «Повести древних лет» // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 147-148, 169-171); однако автором этих рассказов является афонский монах.)
Г. П. в кон. 80-х - 90-х гг. XV в. возглавлял работы по переписке и рассылке из Новгорода в мон-ри книг в ходе борьбы архиеп. Геннадия против ереси жидовствующих. В 1487 г. из Новгорода в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь прп. Иосифу был послан Патерик скитский, в приписке к Патерику говорится о его написании «потружением грешнаго черньчишка Герасима Поповки» (РГБ ОР. Ф. 113. № 657. Л. 250). 26 янв. 1489 г. «Герасимец Паповка, грешныи черньчишко» послал в Волоколамский мон-рь «Житие и деяния Сильвестра, папу Римскаго» (Там же. № 505. Л. 167 об.). В том же году Г. П. послал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь рукопись с 4 «Словами против ариан» свт. Афанасия I Великого и с его же посланием о празднике Пасхи, переписанную Д. Герасимовым по повелению «диакона Герасима Поповки... с старые книги с болгарьские» (РНБ. Погод. № 968. Л. 222 об.; выходная запись сделана рукой Г. П.). (В послании к бывш. Ростовскому архиеп. Иоасафу (Оболенскому) свт. Геннадий называл произведения «Житие и деятельность Сильвестра, папу Римскаго» и «Афанасия Александрийского» среди книг, к-рые есть у еретиков, и интересовался, есть ли они в заволжских мон-рях (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 320).) В 1491 г. со слов мон.-доминиканца Вениамина, трудившегося при дворе архиеп. Геннадия, Г. П. записал «память» о взятии тур. султаном К-поля в 1451 (так! - Авт.) г. (РГБ. Ф. 256. № 93. Л. 1 об.). Г. П. был, очевидно, причастен к созданию б-ки Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, четьи книги для к-рой переписывались в Новгороде в 90-х гг. XV в. по заказу Досифея, буд. игумена обители. На рукописи Шестоднева Севериана Габальского имеется надпись: «А писана книга сия с Герасимова Шестодневника» (цит. по: Розов. С. 122).
Г. П. являлся помощником свт. Геннадия при создании Геннадиевской Библии - первого в истории слав. кириллической письменности полного свода книг Ветхого и Нового Заветов. Владычный архидиакон, по-видимому, руководил переписчиками, составлявшими библейский кодекс и написавшими наиболее ранний известный список Библии - ГИМ. Син. № 915, 1499 г. В выходной записи кодекса говорится, что он был составлен «во дворе архиепископле повелением архиепископля архидиякона инока Герасима» (Л. 1 об.).
Запись на Геннадиевской Библии - последнее упоминание о Г. П., относящееся к новгородскому периоду его жизни. Впосл. он переехал в Москву, где стал игуменом Богоявленского мон-ря. Это произошло после того, как прежний настоятель обители Трифон Дубина 14 июля 1499 г. был хиротонисан во епископа Сарского (ПСРЛ. Т. 8. С. 237; Т. 12. С. 249). В 1502/03 г. «Герасим Поповка, игумен богоявленьскыи» дал вкладом в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь список Ареопагитик, о чем говорится в приписке к книге (РГБ. Ф. 256. № 93. Л. 1 об.). В кон. XV - нач. XVI в. в связи с изменением устава Богоявленского мон-ря на общежительный в обители была пристроена к собору трапезная на подклете, «имеющая весьма древний и редкий, восходящий к Грановитой палате Новгородского архиепископа план» (Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994. С. 99). По-видимому, Г. П. был причастен к ее возведению. Возможно, Г. П. в качестве игумена столичного мон-ря принимал участие в Московском Соборе 1503 г., посвященном вопросам о «вдовых попах», ставленнических пошлинах и о земельных владениях Церкви. П. М. Строев и Я. С. Лурье относили кончину Г. П. к 1502/03 г., основываясь на последнем упоминании его в источниках; во всяком случае в 1506 г. богоявленским игуменом был уже Нил Грек (Строев. Списки иерархов. Стб. 175). Впрочем, можно предположительно отождествить Г. П. с «Герасимом крылашенином», упоминаемым в купчей игум. Богоявленского мон-ря Геннадия с «братьею» 1511/12 г. среди старцев мон-ря и названным 3-м после игумена и старца кн. В. В. Ромодановского (АММС. С. 122. № 39).